Описание маршрута на 3-х моторных катамаранах, 2 недели

Вернуться к программе тура

п.Нижнеангарск - МРС. на Ольхоне - п.Нижнеангарск. С 30.07.2008г по 14.08.2008г.

Группа 11 человек, 3 гида оператора.

Расстояние 800 км .

Материальная часть

3 шестиместных катамарана

3 подвесной лодочный мотор Маринер 3.3 кВт

Бензин А-92 - 270 литров

Туристское снаряжение по кол

ичеству участников путешествия.

Спасательные жилеты по количеству участников.

 

1 день 29.07

Группа путешественников из Москвы, в основном молодые ребята 30 лет от роду, в основном семейные пары, в количестве 11 человек, прибыла из Иркутска на судне <Комета>, которая курсирует по маршруту: Иркутск - Нижнеангарск - Иркутск, 3 раза в неделю. Время в пути составляет около 10 часов. Стоимость проезда по состоянию на летний сезон 2008 года составляла 3000 руб.

Комета делает остановку в районе о.Ольхон, а в основном двигается вдоль западного берега Байкала на довольно большом удалении. Поэтому береговую линию осмотреть не удается, да и двигается она со скоростью 50- 60 км в час. Поэтому катамаранное путешествие вдоль берегов привлекает активных путешественников.

Группу из одиннадцати человек встретили прямо в Нижнеангарске на пристани по прибытии <Кометы> в 21.30 по местному времени. На пристани группу уже ждал заказной микроавтобус и за два рейса мы переправили группу вместе с грузом на место ночевки. Ночевка по договоренности проходила в жилом деревянном доме, был заказан ужин и завтрак на следующий день. Перед ужином произошло знакомство с сопровождающим гидом и были обсуждены детали предстоящего маршрута.

 

2 день 30.07

Второй день выдался пасмурным и дождливым. Все нутро подсказывало, что этот день надо переждать на берегу. Дождь лил не переставая, как из ведра. Да и на Байкале подымался ветер <Култук> и не шуточная волна. Но все же было принято решение после закупки продуктов, назначить выход на маршрут.

Продукты закупались на пристанском магазине. Поэтому машина нам не понадобилась. Весь ассортимент мы упаковали в термические мешки и пластмассовые бочки объемом 50 л . Закупками занималась не вся группа, а всего 4 человека совместно с гидом. Два остальных гида в это время подготовили катамараны и подогнали их к причалу к месту удобной погрузки.

К 16 часам подъехала на нанятом автомобиле основная группа с рюкзаками. Около 40 минут ушло на погрузку и увязку груза. Вышли с бухты нижнеангарского причала в 17 часов. Провожающие на причале люди (это в основном члены команд стоящих у стенки катеров) качали головами и предупреждали о большой волне. На первом этапе маршрута волна достигала 80- 100 см высоты. Но уже к середине пути, между Нижнеангарском и Северобайкальском, она достигла 150- 200 см . Конечно, группа не сомсем понимала, что такой выход довольно рискованный, причалить к берегу не было никакой возможности - катамараны просто-напросто перемололо бы о прибрежные камни. Да и груз, и люди могли пострадать. Поэтому мы и двигались в сторону Северобайкальска, к его причалам и относительно тихому месту. И спустя 2,5 часа мы благополучно причалили к пристани Северобайкальского яхт-клуба <Белый парус>. Катамараны показали себя с самой лучшей стороны. Они спокойно переваливались с волны на волну. Двигатели работали ровно, может быть им не хватало чуть-чуть мощности.

В яхт-клубе мы организовали костер, поставили палатки, разгрузили груз и укрыли его, так как на улице шел дождь. Приготовили ужин и довольно комфортно устроились под навесом у костра ужинать и вести деловые беседы и знакомство с гидами и условиями северного Байкала.

Шторм и дождь прекратились только к утру.

 

3 день 31.07

Утро третьего дня выдалось достаточно спокойным для дальнейшего нашего путешествия. Выглянуло солнце. Байкал хоть и давал небольшое волнение, но идти нашим <судам> разрешил. После завтрака, который приготовили наши суточные дежурные (накануне вечером наша группа составила график дежурства по кухне), мы погрузили наш багаж, уселись сами и отправились открывать <новые> берега. Прошли мимо г.Северобайкальска, устье р.Тыя, кстати, оно оказалось сильно захламлено естественным мусором, который выносится самой рекой на довольно большом удалении от берега, что делает судоходство для м.ф. опасно особенно в ночное время. После этого мы прошли далеко морем Оногочанскую бухту, и причалили к берегу только в районе Слюдянских озер.

Слюдянские озера - это большое и малое озера. Они находятся в 23 км от города Северобайкальск. На озерах замечательный пляж и теплая вода. В воскресные дни из Северобайкальска приезжает много отдыхающих и там же находится турбаза Школы Туристко-Экологического Образования на 20 мест, поэтому в летний сезон это место довольно людное и пахнет цивилизацией. Поэтому наша группа немного сторонилась таких мест. На берегу мы наскоро перекусили, и совершили пеший переход по живописной тропе вдоль берега Байкала 12 км . А наши катамараны отправились по воде дальше к месту нашей третьей ночевки. По дороге было собрано много грибов, кстати, лето было очень урожайным на этот продукт. Экипаж гидов приготовил к приходу пешей группы богатый ужин. К 20 часам все мы собрались у костра и после сытного обедо-ужина занялись своими делами. Рыбаки ушли на рыбалку, любители посидеть у костра с гитарой расположились у очага. Так и закончился наш 3 день путешествия. Умиротворенные мы улеглись спать в губе Балтаханова, пройдя за день 32 км из них 12 пешком на легке без рюкзаков, поэтому настоящей усталости никто не испытал.

 

4 день 1 августа 2008

Утро выдалось ясное тихое. Сварили утреннюю кашу, приготовили рыбу на рожнях - это региональное традиционное Байкальское блюдо, рыба жаренная на костре. После того как были упакованы рюкзаки и уложены на катамараны, наша группа совершила пеший переход до населенного пункта с.Байкальское до Лударской бухты примерно 5- 6 км . Чем известно это место - это своей прибойно-волновой пещерой размером 7х3х7 м. На вершине горы Лударь имеются остатки каменной кладки высотой 03.- 0.5 м , огораживающей участок площадью 3-4 кв.м. По одной из гипотез, это место проведения культовых обрядов древнего человека. С.Байкальское это последний населенный пункт, где имеется магазин и связь с внешним миром, далее на протяжении более 300 км жилье будет встречаться в виде кордонов и зимовий. Но наша группа запаслась всем необходимым, поэтому в само село мы не заходили. А взяли сразу направление на мыс Котельниковский, это примерно 40 км .

В этих местах горная местность довольно близко подходит к воде, часто встречаются прижимы и поэтому пешеходная тропа проходит в 3- 6 км от берега, только по распадкам ручьев встречаются открытые луговины, где можно причалить, размять ноги и приготовить обед.

В одном из таких распадков мы и встали на обед. Р. Гуилга - место очень живописное и группа с удовольствием прошлась по берегу примерно 800 м . После обеда отправились далее к конечному сегодняшнему пункту - источнику Котельниковский. Нас ждало еще одно удивительное природное явление, солнечное затмение, которое мы наблюдали прямо с катамаранов около получаса. Прибыли на стоянку около 20 часов. Расположились лагерем, пока гиды готовили ужин, группа наших путешественников отправилась купаться в термальных источниках. Эти источники характерны множественными выходами горячих минеральных вод (в любом месте галечного пляжа можно вырыть яму и она наполнится теплой водой). Это самый горячий источник на Байкале 80 ° -81 ° С. Часть территории мыса обустроена, здесь находится профилакторий - жилой корпус, летние домики, закрытый и открытый бассейны. Но, к сожалению, это частная собственность и попасть туда можно только за деньги.

С мыса Котельниковский берет начало тропа, ведущая к горе Черского - самой высокой точке Байкальского хребта (2588м). После ужина группа долго сидела у костра, пела песни под гитару и вела умиротворенные беседы о гармонии и величественной красоте Байкала. За день группа прошла 40 км из них 5- 6 км . Пешком.

 

5 день пути 2 августа

Как и полагается, 2 августа в Ильин день утро было пасмурное. На Байкале была небольшая рябь. В этот день наш маршрут был запланирован до губы Болсодей, это не более 20 км . К обеду мы уже прибыли без особых приключений, не считая небольшого дождика. Остановились на небольшой поляне прямо на берегу озера Бургунда, место оборудовано навесом и кострищем. С этого места начинается тропа, которая тоже ведет к пику Черского. После обеда у нас был запланирован суточный радиальный маршрут по р.Молокон до водопада Стеклянная лента, примерно 10 км . Однако мы прошли до реки и обнаружили, что дожди, которые прошли раннее, вспучили реку, и нет никакой возможности перейти ее, тем более начал накапывать дождь и явно намечалось ухудшение погоды. Попив чайку на берегу реки, мы отправились в обратный путь на базовый берег в надежде на то, что погода на следующий день улучшится, и можно будет совершить небольшой горный маршрут в сторону гольца Боргунда с высотной отметкой 2178 м . Придя в лагерь нас накормили отменной ухой и приготовленной рыбой на рожнях. И пришли мы во время; началась гроза и полил ливневый дождь. Так и прошел 5 день пути, в общей сложности было пройдено около 30 км , из них 10 км пешком.

 

6 день пути. 3 августа 2008 г .

Утро шестого дня пути выдалось с переменной облачностью, но перспектива улучшения погоды наблюдалась. После завтрака наша команда разделилась на три группы. Одна группа решила остаться в лагере, вторая группа - заняться вплотную рыбалкой, а третья решила отправиться в горы полюбоваться красотами Байкальского хребта. Дневка оказалась удачной, рыбаки остались довольны, они наловили рыбы, которой хватило в соленом виде практически до конца путешествия. Те, кто отправился в горы, получили неизгладимое впечатление от водопадов, диких ущелий и сделали массу великолепных фотографий. Погода стояла довольно сносная. А вечером была жареная рыба на сковородке и песни на гитаре у костра в <ритме дождя>. За день группа, ушедшая в горы, прошла около 8 километров .

 

7 день пути. 4 августа 2008г.

Утро 4 августа было ясное, но ветренее. Байкал покачивало при отплытии наших судов, была обнаружена небольшая утечка воздуха с одного из наших поплавков, одного из наших катамаранов. При осмотре было обнаружено небольшое повреждение, которое видимо было получено при <удачной рыбалке> наших рыбаков, но оно не вызывало серьезных опасений, поэтому мы продолжили наше путешествие. Пройдя мыс Болсодей и Мужинай, попали в довольно сильную встречную волну, поэтому было принято решение встать на обед и переждать непогоду возле устья р. Большая Коса. Ждать пришлось около 5 часов и выйти на продолжение маршрута только ближе к вечеру, поэтому ночевку решили устроить на м.Малая Коса, на отличном галечном пляже с изобилием дров и отличной полянкой для лагеря. Наш аварийный катамаран показал себя отлично, потребовалось только 1-2 подкачки, вечером команда гидов провела ремонтные работы, и к утру он был, как ни в чем не бывало. Вечером наши рыбаки покидали спиннинги, поймали несколько хариусов, которые тут были приготовлены на. За день было пройдено 28 км по воде.

 

8 день пути. 5 августа 2008г.

Так как предыдущий день в силу погодных условий полностью не был пройден согласно маршруту, то переход планируем довольно длительный. Пешие радиальные маршруты не планируем. Погода хорошая, дует легкий северо-восток, который на Байкале зовут Ангарой, который подгоняет наши катамараны. Движемся со скоростью 12- 14 км . Любуемся на живописные природные ландшафты на мысе Малый Черемшаний. Устраиваем обед, ловим несколько хариусов и жарим их на <рожнях>. Мыс Елохин - это граница Северо-Байкальского района и Иркутской области. А так же это северный кордон Байкальско-Ленского заповедника, это небольшое хозяйство, состоящее из небольшого домика - зимовья, баньки и сарая для содержания 2-3 коз, да пара предупреждающих аншлагов. И всем этим хозяйством заведует лесник Володя и его жена Ирина, приветливые хозяева живут на кордоне круглый год, выезжая на материк только в отпуск. С этого места 2 члена группы с помощью спутникового телефона связались с <Кометой> (теплоход на подводных крыльях) и предварительно договорились о том, что их они подберут на мысе Заворотном, такая необходимость была запланирована заранее. Попрощавшись с <хозяйкой> кордона, мы отправились в дальнейший путь к мысу Заворотному ( от м.Северный Кедровый до м.Заворотный территория не входит в территорию заповедника), поэтому режим заповедника там не распространен. Прибыли на место около 20 часов, сразу же к нам подъехал лесник, предупредил о пожарной безопасности, о том, чтобы если появится медведь, чтобы мы его не <обижали>. Была также проведена предварительная договоренность об отправке на комету 2-х членов группы на моторной лодке (с катамаранов и других плавсредств они не берут). Встали на ночевку не в самой бухте, а на мысу. Хотя. Конечно, в бухте было и спокойней, и тише, но наших путешественников смущали множественные постройки (это бывшая геологическая база Министерства геологии <Байкал самоцветы>, которые в 80-х годах занимались разведочными работами, в настоящее время она находится на консервации). За день было пройдено 54 км по воде. Эта точка считается серединой данного маршрута, так называемой <точкой возврата>.

 

9 день пути. 6 августа 2008г.

Утро выдалось пасмурное, но без волнения на Байкале и без дождя. Маяк на мысе Заворотном потух (кстати, по западной Иркутской части побережья восстановили маяки, и стало очень приятно на море в темноте увидеть проблески этих маяков). После завтрака и погрузки на катамараны вышли законсервированному поселку. Там нас встретил радушный хозяин. Он нам предложил моторную лодку, чтобы мы переправили наших отъезжающих на <Комету>, причем, не взяв с нас ни копейки денег. Вся эта операция прошла без сучка-задоринки, и уже к 12 часам мы отправились в наше дальнейшее путешествие. Так как мы шли вдоль берегов заповедника, не имея на руках официального разрешения, мы законопослушные граждане шли вдоль берега даже не причаливая, надеялись, что встанем на кордоне мыса Покойники, пообедаем, переночуем и получим разрешение на дальнейшее путешествие, но не тут то было. Бухта на мысе Покойники очень удобная, защищена со всех сторон от ветреней непогоды. Вечерело. Начал накапывать дождик. После прохода мыса Шартпай начал подниматься туман, что, в общем-то, создавало критическую ситуацию и как любой человек терпящий нужду, по всем законам безопасности мы имели право выйти на берег. И так, поздно вечером мы прибыли на мыс Кочерикова и уже буквально в темноте обустроили вой лагерь. Благо дров было много. Всю ночь шел дождь. За этот день мы прошли боле 70 км . Конечно, все устали; но горячая каша и чай сделали свое дело и настроение у всех поднялось, соорудили навес из брезента и дождь нас перестал пугать.

 

10 день пути. 7 августа 2008г.

Утром очень рано поднялся сильный ветер, на Байкале он зовется <Горным>. Хорошо, что мы подняли катамараны высоко на берег, но, тем не менее, все равно их пришлось дополнительно закреплять. Байкал штормил почти весь день и поэтому, о продолжении движения не могло быть и речи. Тем более весь день шел дождь, поэтому пришлось устроить <дневку>, которая была в основном посвящена сборке грибов и заготовке дров для большого костра, который создавал в лагере тепло уют. Дождь лил целый день и не давал никакой возможности выйти на радиальный маршрут. С этого места мыс Кочерикова начинается грунтовая дорога, которая идет вдоль Байкала и Малого моря и выходит на Ольхонский тракт. Так и прошел у нас целый день в борьбе с <лишениями> походной жизни.

 

11 день пути. 8 августа 2008г.

Утро ясное, тихое, словно и небыло вчерашней непогоды. Погрузились на катамараны и продолжили наше путешествие вдоль берега, потому что ситуация с сильным резким ветром нас насторожила, да и люди, которые бывали в проливе Малое море говорили о том, что бывают такие ветра в этой районе такой силы, что лошадь валят с ног. Пройдя мыс Качерикова. Вышли на берег. Место открытое, обнесенное мало и очень обрывистое, судя по карте, там идет тропа. Поэтому было решено провести маршрут вдоль береговой линии, это примерно 8- 10 км . А катамараны с группой сопровождения должны ждать в пункте встречи с готовым обедом. Весь маршрут занял около 3-4 часов. Пешая группа вернулась довольная, слегка уставшая с полными пакетами грибов. После обильного обеда отправились дальше. Ландшафт сильно изменился, места стали более остепененные, стали встречаться на пути населенные пункты, правда маленькие и редкие, не имеющие даже магазинов. Грунтовая дорога так и петляет вдоль берега, по которой нет-нет и проскочит машина. Но правда сопки подходящие близко к берегу Байкала обрываются довольно высокими скальными обрывами. Хотя места и пригодные для сельского хозяйства, мы не заметили больших выпасов ни коров, ни коней, ни овец. Из этого сделали вывод, что сельское хозяйство в этом районе находится в упадке (но это чисто субъективное мнение, оно может быть ошибочным). На ночевку встали в районе мыса Колтыгей, так как время позволяло, наши рыбаки наловили рыбу, и на ужин с пяток хариусов было изжарено на рожнях. За день было пройдено 44 км из них 8 км пешком. Ночь прошла спокойно. Чувствовалось, что погода стала налаживаться, днем светит солнце, а ночью черное звездное небо и луна, приближающаяся с полуночью.

 

12 день. 9 августа 2008 года.

Утро ясное. Выпала обильная роса, а это верный признак того, что день будет солнечным и теплым. Начали движение с места стоянки. Прошли мыс Арал, который сильно выступает в пролив малое море. Мыс Арал находится на траверзе мыса Хобой - это северная точка острова Ольхон. Если попробовать пересечь в этом месте пролив Малое море это примерно 15 км . Надо быть очень уверенным в состоянии погоды и в своем плавсредстве. Так как наш маршрут не планировался на пересечение в этом месте, то делать мы этого не стали. Да и коренной берег Байкала был не менее интересен. Обрывы чередовались с довольно плоскими местами, правда начала ощущаться и нехватка дров в силу безлесости местности. На ночевку встали в районе ручья Улан-Хан, места довольно сильно обжиты отдыхающими вдоль практически всего брега, поэтому найти место для стоянки довольно сложно так. Чтоб поблизости не стояли соседи, да и с дровами могут возникнуть проблемы. Поэтому на последние переходы мы на катамараны брали охапки дров. На ночевку встали буквально рядом с дорогой, в нескольких метрах, но проезжающие машины отдыхающих досаждали, но не сильно. Зато появилась сотовая связь, и кто пожелал из группы мог связаться с домом и получить новости. За день было пройдено 44 км по воде.

 

13 день пути. 10 августа 2008г.

Предпоследний день нашего путешествия. Утро ясное, теплое. Вода в Байкале холодная. Примерно 16 градусов. Так как в нашем продуктовом рационе появился некоторый дефицит на некоторые продукты, было принято решение выйти в населенный пункт Курма, там был небольшой магазинчик, а только потом пересекать пролив и выйти на о. Ольхон. Кончено. В маленьком магазинчике выбор не большой, но то, что нам было необходимо, мы приобрели.

Обед решили готовить уже на о.Ольхон. Вышли с мыса Курма и взяли курс на о.Ольтрей, прошли вдоль Южной оконечности. Далее на нашем пути был остров Огой довольно большой и вытянутый с Юга на запад. Зашли в довольно глубокую бухту, и выбрали место для стоянки, хотя выбрать такое место на Южной оконечности острова довольно сложно: берега обрывистые, сильно пересеченные и главное, совершенно безлесые. Так что проблема с дровами очень актуальна. После обеда наша группа разделилась и <рыбаков> и тех. Кто решил пересечь остров и полюбоваться красотами сильно отличимой природой о. Ольхон. День и вечер удался на славу. Все немножко грустили, что это последний вечер у байкальского костра на славном берегу. Завтра выходим на финиш. Была извлечена заветная бутылочка спиртного. Были песни у костра и слова благодарности организаторам этого путешествия. За день было пройдено 30 км , из них 16 км по суше острова.

 

14 день пути. 11 августа 2008г.

Последний день нашего путешествия. Сборы нашего лагеря были неторопливыми. Рюкзаки упаковывались более тщательно. Оказывается, Саша в рюкзаке возил с собой гидрокостюм. Но так ни разу и не использовал его в деле на Байкале. Поэтому он решил позаниматься немного дайвингом, понравилось, только сказал, что видел мало рыбы и она такая шустрая, что быстро исчезает, и как-либо ее зафиксировать не возможно.

Вышли на последний наш переход ближе к обеду. Прошли все бухточки и мысы, пофотографировали горы и скалы. Пересекли пролив Ольхонские ворота в районе залива Хул. Хотя начинался ветер, но прошли мы без проблем. Прибыли мы в поселок МРС в 14 часов, как и было запланировано. Решили приготовить обед. Кто желал - купили копченого омуля. Благо торгуют рыбой практически все жители поселка. В 17 часов пришел заказной микроавтобус, который и забрал и увез наших путешественников в Иркутск.

Прощание прошло очень тепло. Кое-кто из наших женщин даже всплакнул. Мы как гиды этого маршрута и непосредственные исполнители считаем, что маршрут прошел на 4+ и проблем сложных небыло. Конечно, погода большую часть пути нас не баловала. И для посещения Байкало-Ленского заповедника необходимо заблаговременно получить разрешение. А все остальное прошло довольно гладко.

Посмотреть программу тура, цены

 

Такие маршруты можно осуществлять с 15 июля по 15 августа. И желательно чтобы было организовано 2 группы. Одна например, начинает путешествие с п.Нижнеангарск и прибывает в п.МРС. А там по договоренности ждет группа, которая отправляется по маршруту обратному п. МРС - п.Нижнеангарск. такая комбинация удешевляет стоимость маршрута и наполняет продуктивностью работу гидов.